В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их успешной социализации. В процессе ознакомления с миром профессий у детей дошкольного возраста начинают формироваться личностные механизмы поведения, возрастает интерес к окружающему социуму, к труду взрослых, развивается эмоциональная сфера его личности, происходит становление ценностных предпочтений к той или иной профессии.
В рамках преемственности в вопросах ранней профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Учитывая особенности дошкольного возраста и начальный этап профориентации, деятельность педагогического коллектива в первую очередь направлена на развитие интересов ребенка и расширение его способностей и опыта через включение в различные виды детской деятельности (ФГОС ДО, п.2.7).
Жизнь ребенка протекает в определенной социокультурной среде. Ведущие отрасли экономики Сакского района обуславливают тематику ознакомления детей с профессиями взрослых – производство сельскохозяйственной продукции (растениеводство, животноводство, виноградорство, др.), организация социальной сферы (образование, медицина, культура, транспорт, др.). Социальное партнерство с образовательными и культурными учреждениями Сакского района обогащает систему работы по ранней профориентации в дошкольной образовательной организации. В 2022 году заключен договор о сотрудничестве МБДОУ “Колокольчик” с.Лесновка и главой крестьянско-фермерского хозяйства (растениеводство), депутатом районного совета – КИСИЛЬ АНДРЕЕМ ДМИТРИЕВИЧЕМ. Целью такого сотрудничества является:
– обеспечение раннего и осознанного выбора обучающимися будущей образовательной и профессиональной траектории с учетом приоритетных и перспективных направлений развития экономики и социальной сферы Сакского района Республики Крым;
– создание и функционирование системы мер ранней профессиональной ориентации обучающихся, определения профессиональных интересов детей, приобщения детей к осмысленному выбору профессий, популяризации рабочих профессий и образа профессионала среди воспитанников.
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность воспитанников и воспитывающих взрослых (педагоги, родители (законные представители), социальные партнеры ДОУ) и самостоятельную деятельность детей в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности (ФГОС ДО, п.1.2). Система работы по ознакомлению дошкольников с миром профессий включает экскурсии, беседы, наблюдения, встречи с интересными людьми людьми-тружениками Сакского района (в т.ч. в дистанционном формате), чтение произведений детской художественной и научно-популярной литературы, рассматривание и обсуждения иллюстраций, развивающие, дидактические, подвижные, музыкальные, сюжетно-ролевые и театрализованные игры, организованную образовательную и проектную деятельность, различные виды труда, продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов), исследовательскую деятельность и экспериментирование.