В целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого – педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, в МБДОУ «Колокольчик» организована деятельность консультационного пункта.
Целью деятельности консультационного пункта является:
Предоставления методической, психолого – педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Основными принципами работы консультационного пункта являются:
— добровольность,
— компетентность;
— соблюдение педагогической этики;
— отношения родителей (законных представителей) воспитанников и специалистов консультативного пункта ДОУ строятся на основе сотрудничества и уважения к личности ребенка.
Для обеспечения деятельности консультационного центра был разработан перечень документов:
— положение о консультационном центре;
— план работы консультационного центра;
— график работы специалистов консультационного центра.
Описание деятельности:
— первоначально мы собирали сведения о семьях дошкольников, не посещающих ДОУ.
— разместили информацию на сайте ДОУ;
— организовали телефонную горячую линию для родителей детей, не посещающих ДОУ, предлагаем экскурсии по детскому саду;
— познакомили родителей с планом работы консультационного центра
При первой встрече родители сообщают, какой вопрос их интересует, выбирается удобное время для посещения консультационного центра. Исходя из заявленной тематики, администрация привлекает к проведению консультации того специалиста, который владеет необходимой информацией в полней мере. Помощь оказывается бесплатно.
Консультационный центр работает 2 раз в неделю (согласно расписанию утвержденному заведующим ДОУ). Предварительная запись родителей по телефону к специалистам на консультацию адресуется администрации ДОУ. Родители сообщают, какая проблема их волнует, и определяют наиболее удобное для них время посещения консультационного центра. Консультирование родителей (законных представителей) проводим как отдельно, так и с группой родителей.
Практика общения с родителями позволила нам выявить наиболее типичные проблемы, волнующие взрослых, обращающихся за консультативной помощью.
Так к основным проблемам можно отнести:
— преодоление адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада. Вопрос особенностей развития детей преддошкольного возраста является актуальным вопросом для многих родителей, которые нуждаются в практических рекомендациях по продвижению своего ребенка в разных сферах деятельности: интеллектуальной, физической, социальной, художественно-эстетической, коммуникативной. В этой связи перед нами стоит задача профилактики возможных нарушений при адаптации детей.
— готовность ребенка к школьному обучению. Эта проблема волнует родителей детей старшего дошкольного возраста. Дети, не посещающие ДОУ, часто не готовы войти в новую школьную жизнь. Их воспитание нередко осуществлялось стихийно, без четкой обоснованной программы, вне определенной системы. Возможно, они подготовлены интеллектуально, но у них не сформирована мотивация обучения в школе, они не готовы проявлять внимательность и усидчивость, испытывают сложности в общении со сверстниками.
-интересуют родителей и вопросы послушания ребенка, организация его досуга и многое другое.
В Центре родители получают ответы на свои вопросы, и мы, стараемся развеять тревоги и сомнения или, наоборот, скорректировать воспитательные воздействия.
Анализ эффективности работы на начальном этапе:
Родители, которые неоднократно обращаются в консультационный центр, со временем раскрываются, охотно делятся с педагогами своими проблемами, мыслями, семейным опытом и впоследствии доверяют своих детей нашему ДОУ. Данная вариативная форма деятельности МБДОУ позволила обеспечить педагогическое консультирование родителей с учетом их запросов и потребностей и создать условия для привлечения семей, воспитывающих детей на дому к поступлению в ДОУ.
Проведенная ознакомительная работа в консультационном центре за короткий промежуток времени позволила нам определить наиболее эффективные формы сотрудничества с родителями.
-обеспечение родителей необходимой информацией (памятки, буклеты — сопровождение, анкетирование, подборки практического материала)
-ответы на обращения родителей, заданные по телефону.
-консультирование воспитателями родителей — индивидуальное и групповое. Консультации проводятся исходя из запроса родителей и с учетом особенностей развития детей.
Во время индивидуальных встреч родители получают рекомендации по вопросам воспитания и обучения. Оказываем помощь в создании в семье коррекционно-развивающей среды: советуем, какие игрушки и предметы можно использовать в играх с ребенком; что можно сделать своими руками для развития познавательных процессов. Знакомим с детской литературой; обучаем родителей несложным приемам и упражнениям на развитие мелкой и общей моторики, артикуляционной гимнастики.
В дальнейшем предполагаем проведении практической деятельности с родителями. Это проведение мастер-классов, (как правильно заниматься с детьми; как относиться к ошибкам и исправлять их). Считаем, что организация таких практикумов целесообразна, так как родители приобретают определенный педагогический опыт.
Всем семьям, обратившимся в консультационный центр, была оказана квалифицированная помощь, педагогом – психологом, воспитателями , медсестрой, старшим воспитателем.
Были проведены следующие мероприятия:
— «Как сохранить и укрепить здоровье ребенка»;
— «Влияние семейного воспитания на развития ребенка»;
— «Капризы и упрямство детей»;
— «Речевое развитие детей дошкольного возраста»;
После проведенных встреч, родители давали положительную оценку работе консультационного центра, отмечали его важность в выработке единых требований при воспитании ребенка, придавали высокое значение полученным знаниям для формирования их педагогической культуры.
Старший воспитатель
(руководитель консультационного пункта) В.Д.Романюк