Консультация: «Основы пожарной безопасности в ДОУ» Что же такое пожар? Пожар – неконтролируемый процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни людей. Алгоритм действий при пожаре в детском саду Порядок действий в случае возникновения пожара в детском саду разработан на базе экспериментальных данных. Документ учитывает следующие параметры возгорания на подобных объектах: • в комнатах ДОУ пламя распространяется со скоростью от 1 до 1,5 метров в минуту; • в коридорах – достигает 5 метров в минуту; • если начинают гореть бумажные и мебельные изделия, то в воздухе концентрируется оксид углерода, в зависимости от интенсивности пожара, его смертельная доза скапливается в организме человека в течение от 5 до 10 минут. В силу столь значительных показателей эвакуация должна проходить быстро и без паники, а для этого все действия должны быть максимально отработаны. Важна правильная реакция в самые первые минуты, от нее зависит здоровье и жизни детей. В первую очередь работники обязаны направить свои усилия на безопасность детей, а именно – на их спасение и вывода из здания детсада. С планом и последовательностью действий каждый из сотрудников ДОУ должен быть знаком! Последовательность действий при возгорании в детском саду Инструкция по эвакуации детей при пожаре в детском саду предлагает рекомендации для каждого сотрудника: от заведующего до дворника. Согласно занимаемой должности они занимаются одним из пяти этапов: 1. Объявление тревоги делает тот работник, который обнаружил возгорание в детском садике. 2. Вызов служб на помощь входит в компетенции руководства, на происшествие должны быть вызваны МЧС, медицинские работники и полиция. 3. Эвакуировать, то есть выводить детей с объекта должен педагог, это входит в перечень действий воспитателя при пожаре в детском саду. 4. Все эвакуированные должны собраться в специальном месте, дети не должны оставаться без контроля взрослых. 5. Завершаются мероприятия перекличкой, каждый ребенок и сотрудник должен быть назван и откликнуться. Важно! Каждый работник должен четко знать свои обязанности, согласно порядку действий при пожаре в ДОУ. Например, если воспитатель группирует и выводит детей из здания, то в зимний период его помощник собирает вещи и выносит их вслед за детьми. Затем оба взрослых одевают воспитанников. «Эвакуация детей из загоревшегося здания» Работник, занятый с детьми (воспитанниками) на момент обнаружения пожара или признаков возгорания обязан: 1. Самостоятельно с учетом сложившейся обстановки и на основании плана эвакуации определить наиболее безопасные пути вывода детей (воспитанников) в безопасную зону. 2. Неотлучно находиться с подопечной группой детей с момента обнаружения пожара и до его ликвидации с целью исключения возможности возникновения паники. 3. Эвакуацию начать из помещения, где возник пожар, и из смежных с ним помещений. В первую очередь вывести (вынести) детей младшего возраста . 4. Покидая помещение, внимательно его осмотреть (столы, кровати, шкафы и другие места), чтобы исключить возможность пребывания детей в опасной зоне. 5. В зимнее время дети старшего возраста по возможности должны взять с собой теплые вещи, детей младшего возраста следует выносить завернутыми в одеяла и другие теплые вещи. 6. После вывода детей в безопасную зону проверить полноту состава групп по имеющимся спискам и доложить о результатах руководителю учреждения или лицу, его замещающему. «Средства пожаротушения» Горение - это химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением теплоты и света. Для возникновения горения требуется наличие трех факторов: горючего вещества, окислителя (обычно кислород воздуха) и источника загорания (импульса). Огнетушащие вещества и аппараты пожаротушения В практике тушения пожаров наибольшее распространение получили следующие принципы прекращения горения: изоляция очага горения от воздуха или снижение путем разбавления воздуха негорючими газами концентрации кислорода до значения, при котором не может происходить горение; охлаждение очага горения ниже определенных температур; интенсивное торможение (ингибирование) скорости химической реакции в пламени; механический срыв пламени в результате воздействия на него сильной струи газа и воды; создание условий огнепреграждения, т.е. таких условий, при которых пламя распространяется через узкие каналы. Вода Огнетушащая способность воды обуславливается охлаждающим действием, т.е. срывом пламени. Тушение пожаров водой производят установками водяного пожаротушения, пожарными автомашинами и водяными стволами (ручными и лафетными). Для подачи воды в эти установки используют водопроводы. Пена Пены применяют для тушения твердых и жидких веществ, не вступающих во взаимодействие с водой. Применение огнетушителей Углекислотные - тушение объектов под напряжением до 1000В. Порошковые - тушение материалов, установок под напряжением; ПСБ-3, П-1П - тушение ЛВЖ, ГЖ, горючих газов.