Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса

     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик» с. Лесновка Сакского района Республики Крым расположено по адресу: Республика Крым, Сакский район, с. Лесновка, ул. Школьная 2, в типовом 2-х этажном здании, построенном в 1967 г. В 2020 году было открыто дополнительное модульное здание к МБДОУ «Колокольчик» на 100 мест.

Детский сад находится внутри жилого массива. Отсутствие источников загрязнения окружающей среды, и наряду с этим наличие большого количества зеленых насаждений в непосредственном окружении детского сада, создают благоприятные условия для оздоровления детей.

Помещения и участок МБДОУ «Колокольчик» с.Лесновка соответствуют государственным санитарно-техническим нормам и правилам пожарной безопасности, требованиям комплексной безопасности.

Участок дошкольного учреждения оснащен прогулочными площадками с различным игровым и спортивным оборудованием. Имеется спортивная площадка.

Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также взаимодействие всех участников образовательного процесса в МБДОУ.

  • ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТАХ

В МБДОУ функционирует 10 возрастных групп, которые имеют игровые, раздевальные комнаты, спальни и санузлы.

Материально-техническое обеспечение групп МБДОУ, оснащение образовательного процесса и развивающая среда детского сада соответствует ФГОС ДО. В группах дошкольного учреждения созданы все необходимые условия, позволяющие в полной мере эффективно осуществлять образовательный процесс, решать задачи воспитания и развития детей с учетом основных направлений деятельности учреждения.

Материально-техническое обеспечение групповых помещений МБДОУ «Колокольчик» с.Лесновка (подробнее)

В раздевалке групп находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный центр для родителей, куда помещается необходимая информация, консультации и советы родителям, оформлено место для выставки рисунков воспитанников и доска для детского творчества из пластилина. В группах существует уютное место отдыха – это спальня, где находятся кровати для дневного сна детей.

В групповых помещениях созданы условия, соответствующие духовным, социальным, познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей. В бытовой зоне каждой группы располагается уголок дежурства, где у детей формируется умение выполнять обязанности дежурных, прививая положительное отношение к труду, самостоятельность.

Пространство групп организовано в соответствии с пятью образовательными областями ФГОС ДО.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Педагоги организуют совместную познавательную деятельность с детьми: наблюдения, опыты и эксперименты, чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций. Для детской экспериментальной деятельности в группах имеются мини-лаборатории. Здесь педагоги вместе с детьми изучают свойства воды и воздуха, особенности почвы.

В центре природы для формирования у детей временных представлений имеются макеты времен года.

В центре математики имеются развивающие игры на воссоздание геометрических фигур, образных и сюжетных изображений, игры на классификацию и сериацию, на сортировку чисел по возрастанию (убыванию).

Образовательная область «Речевое развитие»

В каждой группе имеются картотеки для развития речи детей: артикуляционной гимнастики, речевые игры, дыхательной гимнастики, пальчиковые гимнастики. Во всех группах оформлены центры книги (мини-библиотеки), которые пополняются в соответствии с тематической неделей и представлены авторскими книгами, произведениями устного народного творчества, загадками.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Взаимодействие с ребенком построено по принципу ребенок – ребенок, ребенок – взрослый, ребенок – окружающий предметный мир.

Во всех группах созданы центры сюжетно-ролевых игр, оформлены уголки уединения.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

В каждой группе созданы центры изобразительного творчества, театра, уголки ряжения и музыкальные центры.

Образовательная область «Физическое развитие»

В каждой группе имеется центр «Здоровья», в течение года пополнялся спортивный инвентарь: обручи, гимнастические палки, скакалки, мячи, флажки, платочки и др. Обновлены «дорожки здоровья».

Пространство в группах трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе и от меняющихся интересов и возможностей детей, реализуемой образовательной программы. Кроме того, все пространство в группах разделено на определенные центры, которые, при желании и необходимости легко преобразовать. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.

Вариативность среды в МБДОУ обеспечено:

  • наличием в группах различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

  • периодической сменяемостью игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность развивающей предметно-пространственной среды организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого в ДОУ обеспечена детям доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, а также свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды детской деятельности.

Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в группе, возможности безопасно играть и заниматься образовательной деятельностью. Вся мебель в группе и в зонах активности крепится к стенам; мебель расположена так, чтобы у детей было достаточно места для активной деятельности (двигательной, игровой, образовательной); педагоги регулярно проводят инструктаж по технике безопасности (безопасность во время образовательной деятельности (обращение с ножницами, кисточками, карандашами, пластилином); культура и безопасность поведения за столом во время еды; безопасное поведение во время прогулки на площадке.

Организация развивающей предметно-пространственной среды групп для воспитанников МБДОУ, в том числе с ОВЗ построена в соответствии с ФГОС ДО.

Развивающая среда, созданная в МБДОУ, обеспечивает личностно- ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где дети эмоционально проявляют себя, выражают осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуют себя как личность.

Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно-пространственной среды.

  • ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕКТАХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

В МБДОУ функционируют:

Методический кабинет, который имеет библиотеку методической и художественной литературы, репродукции картин, иллюстративный, демонстрационный материал, дидактические пособия, мультимедийный материал, деревянные конструкторы, картотеки прогулок и др.

Музыкальный зал оснащен таким оборудованием: 1 пианино, 1 музыкальный центр, мультимедийная доска, детские стульчики, напольная ширма для театральной деятельности. Музыкальный зал оснащен детскими музыкальными инструментами: бубны большие и маленькие, треугольники, трещотки, бубенцы, металлофоны и др.

Физкультурный зал имеет оборудование для развития основных видов движений: обручи, мячи, дуги, коррекционные дорожки, различные спортивные модули, скакалки, гимнастические палки, спортивные маты и др.

Кабинет педагога-психолога оснащен для проведения подгрупповой и индивидуальной работы с детьми, консультирования родителей и воспитателей.

Логопедический кабинет имеет зону для индивидуальных занятий и коррекционной работы. В кабинете есть детские столы, стулья, разнообразные дидактические и развивающие пособия для коррекционной работы с воспитанниками.

Медицинский блок: приемная, процедурный и медицинский кабинеты, изолятор. Медицинский блок оснащен специальным медицинским оборудованием, мебелью для детей и медперсонала.

  • ИНФОРМАЦИЯ О БИБЛИОТЕКЕ

Библиотечный фонд МБДОУ представлен методической литературой для реализации ООП ДО МБДОУ (по образовательным областям), печатными педагогическими изданиями, а также другими информационными ресурсами на различных носителях. Библиотека является составной частью методической службы дошкольного учреждения и включена в образовательную деятельность в целях обеспечения прав участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, в т.ч. инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Перечень учебных изданий, используемых при реализации ООП ДО МБДОУ, утверждается на учебный год (с учетом изменений).

Спортивный зал и спортивные площадки являются центром по осуществлению полноценного физического воспитания и развития ребенка, реализации потребности его в движении, формированию жизненно необходимых двигательных умений и навыков; служат для проведения досугов, праздников, непосредственной образовательной деятельности по физической культуре.

Центры здоровья в группах.  Функциональное назначение: расширение  индивидуального  двигательного опыта  в  самостоятельной  деятельности, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

  • ИНФОРМАЦИЯ О СРЕДСТВАХ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Средства обучения являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы МБДОУ.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов. В МБДОУ имеется необходимый игровой и дидактический материал для организации продуктивной и творческой деятельности детей. Имеется дидактический материал: сюжетные, настольно-печатные, развивающие игры, игры для сенсорного развития и развития тонкой моторики рук, игры и оборудование для развития основных движений.  В МБДОУ «Колокольчик» с.Лесновка предусмотрено также использование обновляемых образовательных ресурсов, в т.ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т.ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ «Колокольчик» с.Лесновка (далее – РППС) направлена на обеспечение реализации Программы.

При проектировании РППС МБДОУ «Колокольчик» с.Лесновка учитываются особенности образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие условия, требования используемых вариативных образовательных программ, возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников МБДОУ «Колокольчик» с.Лесновка).

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями МБДОУ «Колокольчик» с.Лесновка, игровыми участками, организованной территорией, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья.

РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Имеющиеся средства обучения обеспечивают возможность реализации разных видов детской активности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ «Колокольчик» с.Лесновка создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. 

  • ИНФОРМАЦИЯ ОБ УСЛОВИЯХ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Организация питания в дошкольном образовательном учреждении осуществляется администрацией ДОУ в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 №32 (http://docs.cntd.ru/document/566276706 ).

ДОУ обеспечивает сбалансированным питанием детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в детском саду. Меню составляется в соответствие с нормами питания и временем года. Введено новое 10-ти дневное меню, утвержденное заведующим МБДОУ. Меню включает в себя все группы витаминов и микроэлементов, укрепляющих иммунитет и способствующих нормальному развитию детского организма. Ежемесячно проходит выверка выполнения натуральных норм питания на 1-го ребенка, ведется накопительная ведомость.

Продукты питания завозятся централизованно, с соответствующей документацией, удостоверяющей качество и безопасность продукции. Осуществляется входной контроль поступающих продуктов, результаты которого регистрируются в журнале бракеража скоропортящихся продуктов.

Строго соблюдается режим питания и интервал между приемами пищи.

Проводится ежедневный контроль над организацией питания, закладкой продуктов и технологией приготовления.

Выдача готовой продукции осуществляется только после снятия пробы бракеражной комиссией и записи в бракеражном журнале готовых блюд с разрешением на их выдачу.

Ежедневно проверяется санитарное состояние пищеблока, правильность хранения продуктов питания, соблюдение сроков реализации.

Дети получают необходимое количество белков, жиров и углеводов. В рационе присутствуют свежие фрукты, овощи, соки, молоко и кисломолочные продукты, мясо, рыба, крупы. Технология приготовления блюд строго соблюдается.

В детском саду организовано 4-х разовое питание детей: завтрак, второй завтрак, обед и полдник.

  • ИНФОРМАЦИЯ ОБ УСЛОВИЯХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Работа по сохранению и укреплению здоровья детей является одной из первоочередных задач работы детского сада.

Для успешного решения этой задачи в детском саду используются различные средства, методы и формы физического воспитания в комплексе:

  1. рациональный режим дня;
  2. сбалансированное питание, витаминизация третьих блюд;

  3. закаливание на протяжении всего года;

  4. организация физкультурнооздоровительной работы;

  5. использование здоровьесберегающих технологий при организации разных видов детской деятельности;

  6. организация занятий и бесед с детьми по формированию здорового образа жизни;

  7. своевременная корректировка плана проведения вакцинации по возрасту, профилактических мероприятий с учетом эпидемиологической обстановки и сезонных изменений. Разъяснительная работы с родителями, использование здоровьесберегающих технологий помогли в период обострения вируса гриппа в районе уберечь детей от массовых заболеваний;

  8. контроль в течение года за соблюдением санитарных норм на территории ДОУ, проветривание помещений (в том числе сквозное), сон без маек (летний период); босохождение по корригирующим дорожкам; прогулки на свежем воздухе, обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

  9. Организация физкультурно-оздоровительной работы: спортивные досуги и развлечения; утренняя гимнастика (по возможности на свежем воздухе), гимнастика-побудка, физкультурные занятия, профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, плоскостопия, зрения), игровой массаж (закаливающее дыхание – «Поиграем с носиком», массаж рук – «Поиграем с ручками», массаж волшебных точек ушек – «Поиграем с ушками», пальчиковая гимнастика).

Медицинский кабинет осуществляет лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия. Медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

  • ИНФОРМАЦИЯ О ДОСТУПЕ К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ СЕТЯМ

Доступ к сети Интернет открыт для администрации, специалистов, педагогов в целях:

  • обеспечения связи с отделом образования, централизованной бухгалтерией, поставщиками, социальными партнерами, родителями (законными представителями);

  • повышения профессиональной квалификации сотрудников (онлайн – конференции, семинары, вебинары, доступ к электронным журналам);

  • ознакомления с опытом других специалистов через педагогические порталы, личные сайты педагогов ДОУ города, региона) и распространение своего опыта работы;

  • ведения официального сайта организации.

Официальный сайт МБДОУ адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих).

  • ИНФОРМАЦИЯ ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСАХ, К КОТОРЫМ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ДОСТУП ОБУЧАЮЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ:

  • В МБДОУ нет электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается самостоятельный доступ обучающимся.
  • ИНФОРМАЦИЯ О СОБСТВЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСАХ: 

  • Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы – официальный сайт МБДОУ «Колокольчик» с.Лесновка http://kolokolchikdou.ru

  • ИНФОРМАЦИЯ О СТОРОННИХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСАХ: 

Перечень ЭОР (подробнее)